Если вы не встречаете копий, это означает, что вы ничего не стоите. Эльза Скиапарелли
Товарищи, здравствуйте!
К сожалению, или к счастью, никаких интриг, скандалов и расследований в модном мире не происходит. Что, признаться, даже странно. И кости, естественно, перемыть некому.
Поэтому эту и несколько следующих статей хочу посвятить памяти великих дизайнеров и кутюрье. Ибо я убежден, что только зная историю, можно в полной мере понять работы и оценить вклад в мировое наследие.
И раз прошлая статься была посвящена Коко Шанель, то сегодня речь пойдет о творчестве её заклятого врага - Эльзы Скиапарелли.
Эльза Луиза Мария Скиапарелли родилась в 1890 году, в Риме. В одной из главных аристократических семей Италии, где каждый отличился своей незаурядностью. Чего, естественно, в будущем ожидали и от девушки.
Отец Эльзы был знаменитым ученым и деканом Римского университета. Один из дядей Эльзы совершил революцию в астрономии, открыв «марсианские каналы». Второй дядя был египтологом, нашедшим гробницу царицы Нефертари. И далее по списку…
С малых лет она интересовались историей и культурой, уделяя особое внимание религиозным обрядам и мистицизму. Родители, признаться, были не очень довольны подобными интересами дочери. Поэтому её отправили учиться в школу-интернат при монастыре, в Швейцарии.
Но Эльза не привыкла к строгим правилам и аскетичносу образу жизни, поэтому в первые же дни объявила голодовку. Родили были вынуждены забрать её домой.
После школы Эльза продолжила обучение в университете, возглавляемом её отцом. Основным направлением она выбрала философию, параллельно изучая мировую и историю искусств, литературу.
После окончания университета, поссорившись с родителями, которые хотели выдать её замуж за богатого наследника, девушка переехала в Лондон. Лишившись финансовой поддержки отца, Эльза начала работать няней в зажиточном доме.
Параллельно она ходила на свидания. Одно из которых закончилось (в прямом смысле) помолвкой с Вильгельмом де Керлором, известным мошенником. Он представлялся экстрасенсом и вел лекции и теософии, устраивал спиритические сеансы. За что, несколько лет спустя, его депортировали. Эльза последовала за ним, так пара начала вести кочевой образ жизни, разъезжая по разным городам и странам.
Когда Эльза забеременела, Вильгельм покинул её. Через несколько месяцев родилась девочка, которую она назвала Гого.
Следующим местом, где Эльза осела на продолжительное время, стал Париж. Но о карьере в модной индустрии, на тот момент, не было и речи, перед ней стояла другая задача - выжить. Вспомнив уроки истории, она начала работать экскурсоводом. По её воспоминаниям, её всегда раздражало, когда женщины отвлекались от её рассказов, обращая больше внимания на модные бутики.
На этом, пожалуй, я прерву свой беглый рассказ по биографии нашей героини. Думаю, вы уже успели уловить не только суть её характера. Поэтому далее будет о творчестве, которое, без сомнения, заслуживает более детального обзора.
Имея коммерческую жилку, страсть к нарядам и желание создавать что-то новое, Эльза решает попробовать себя в портновском ремесле. Но не абы где, а в ателье Поля Пуаре. На тот момент, ну, без преувеличения, отмечу, что он был тем, кто управлял модной индустрией. Особенно в Париже. Позже Эльза назовет Пуаре щедрым наставником и дорогим сердцу другом.
Самостоятельный путь молодого и эксцентричного дизайнера начался отнюдь не с платьев от-кутюр, а с обычных трикотажных джемперов. Которые в один миг стали маст хэвом европейских модниц, так как принт на них был не похож ни на что. Вместо классической клетки и ромбовидного узора, на них были вышиты омары, пронзенные сердца и скелеты. Для времени, когда дамы только-только начали отказываться от тюрнюров (опять же, спасибо Пуаре), Скиапарелли наделала много шума.
В прессе её сразу же окрестили королевой принта. К слову, именно ей принадлежит идея перенести газетный принт на ткань, а не Гальяно, как все думают. Заработав немного денег на продаже трикотажа, Эльза вязалась за купальники, пижамы и интимного характера пеньюары, используемые, как правило, в будуаре.
Стоит отметить, что поддерживающие чашечки в лифе купальника и бюстгальтера - идея Эльзы. Также ей принадлежат скандальная идея - сменить пляжные юбки, длиной обычно ниже или до колена, на юбку-шорты. Да-да, это тоже придумала она. Но общество того времени посчитало это сверх вульгарной идеей.
Но выстрелить по крупному она смогла благодаря совместной работе со швеями из армянской диаспоры. Эльза придумала невероятную, ну, опять же, для своего времени, вещь женского гардероба - спортивный костюм. А швеи, за дешево и в короткий срок, отшили крупную партию, которую Эльза продала в несколько универмагов.
Денег от продажи хватило не только на открытие бутика и ателье, но и на аренду хороших апартаментов. Швеи, конечно же, тоже получили свой процент. Могу сделать вывод, что не маленький, так как на эти деньги они открыли швейную фабрику. Небольшую, но все-таки.
В 1928-м Эльза выпустила первые духи, назвав их «S». Позднее она расширила ассортимент до 5 ароматов, но самым продаваемым стал парфюм «Shocking». Опять же, благодаря провокации консервативного общества - флакон имел форму женского обнаженного тела.
И лишь в 30-х годах бутик «Скиап» обратил на себя внимание, как место, где можно купить самую модную одежду. Годы были наполнены стремлением к творчеству и жаждой самовыражения, поиском себя. Ее путь к успеху начался с мысли о том, что мода - это не просто одежда, а искусство, способное изменить мир.
В это время Эльза, большая поклонница искусства, познакомились с Сальвадором Дали. Вместе они создали несколько коллекций с сюрреалистическими принтами. Успех был ошеломительный.
Хитами стало платье «Лобстер» и «Скелетон», шляпки-туфли и шляпы с «котлетой из баранины», костюмы с «карманами-комодами» и пудреницы в виде телефонного диска.
Особое внимание Эльза уделяла украшениям, с которыми любила экспериментировать больше всего. Так, например, в коллекции уже Модного дома Эльзы Скиапарелли, появились массивные браслеты и колье из металла покрытого золотом и мехом, всевозможные формы пуговиц, украшения в виде насекомых и всевозможные шляпки.
Ее коллекции удивляли своей непредсказуемостью.
Но были и работы, которые хоть и обсуждались каждым первым, но так и не стали коммерчески успешными. Самый яркий пример - платье «Слезы», из совместной коллекции с Сальвадором Дали. Оно имитировало вывернутую наизнанку шкуру животного.
Также публика отметила совместные коллекции с Жаном Кокто, вдохновленные произведениями итальянского художника Джиоффро Франческо Барбаро. Пресса писала, что «…это не просто одежда, а великолепные произведения искусства, представляющие собой идеальное сочетание художественной выразительности и модного дизайна.»
Также благодаря ей, на женской одежде появляется такой элемент, как молния. Ранее использовавшаяся исключительно для мужских брюк и военной униформы.
«Это красивая вещь - незачем ее прятать»
Новаторство - второе имя Эльзы. Она была одной из первых, кто обратил внимание на «быструю моду» и новые синтетические материалы. Да, это была вторая линия Модного дома, менее яркая и эпатажная. Но доступная массовому потребителю.
Хитом продаж стало ещё одно изображение Эльзы - прозрачный пластиковый дождевик. Практичная, но самое главное - бюджетная вещь от Эльзы Скиапарелли. Но лично от себя, как любителя розового цвета, отмечу, что именно Эльза стало той, кто придумал «шокирующий розовый». На создание этого цвета её вдохновил бриллиант из коллекции Дейзи Феллоуз, французской светской львицы.
Но, к сожалению, послевоенное время положило начало конца Модного дома Скиапарелли. Она, экстравагантная аристократка из старого света, не смогла ухватить новые веяния общества. Хотя и понимала, что яркому бархатному платью отороченому норкой, в комплекте с газовой накидкой, не место в разрушенной и голодной Европе. Последнюю коллекцию Эльза представила в 1953-м. Модный дом был закрыт через год, в 1954. В это время на модный Олимп вернулась Коко Шанель, с которой Эльза уже не могла соперничать.
Имя Эльзы Скиапарелли остается синонимом слова «искусство» в мире моды. Благодаря её семимильным шагам и стремлению к совершенству, она стала одной из наиболее влиятельных и оригинальных дизайнеров своего времени, оставив неизгладимый след в истории моды.
И, признаться, хочу дать вам книжную рекомендацию. Обязательно прочитайте её мемуары «Моя шокирующая жизнь». Там, так сказать, и посмеяться, и поплакать. Ну а я, как всегда, буду ждать ваших комментариев под нашим постом. И, чего греха таить, с удовольствием обсужу творчество и жизнь Эльзы Скиапарелли при личной встрече в бутике на Садовой или Малой Посадской!
Увидимся на следующей неделе!