Недавно Vogue опубликовал небольшую, но очень интересную статью и эксклюзивные фотографии прямиком из кутюрного ателье Chanel в Париже, на знаменитой улице Камбон, где создаются изделия для недели Высокой Моды. Мы решили поделиться такой находкой с вами и приглашаем проследить за приключением Vogue в Париже!
Любимый жакет Габриэль
История фирменного жакета Chanel началась более 60 лет назад, когда мадемуазель Шанель в ответ на корсеты и пышные юбки 50-х предложила женщинам альтернативу — лаконичный костюм. Жакет теперь был без вытачек на груди, подкладки и подплечников. Взамен кутюрье добавила функциональные карманы.
По словам Шанель, главная задача — подарить женщинам одежду, в которой они не будут чувствовать себя как в маскарадном костюме, дать им свободу движений.
Взгляды Великой Мадемуазель сформировали ДНК модного Дома, которая по сей день остается неизменной, равно как и принципы создания того самого жакета. На протяжении всего периода сотрудничества с брендом. Карл Лагерфельд по-разному интерпретировал эту культовую вещь: представлял модели из кожи, искусственного меха и даже плюша, сочетал с платьями, юбками, джинсами и купальниками. Костюм из ангорской меланжевой шерсти, расшитый более чем 225 000 пайеток стал ключевым образом в осенне-зимней кутюрной коллекции Chanel. На его создание потребовалось почти 1000 часов работы.
За несколько недель до парижского показа в Гран-Пале Vogue отправился на улицу Камбон, 31, где располагается ателье Chanel, чтобы проследить за процессом создания главного образа новой коллекции. Подробно обо всех деталях — в нашем материале.
Жемчужина Haute Couture
Поднимаясь по знаменитой зеркальной лестнице, попадаешь в святая святых бренда — кутюрное ателье. Первое, что бросается в глаза, — архивные фотографии Габриэль Шанель на стенах. Вокруг раскройных столов и манекенов суетятся сотрудники, увлеченные делом.
Всего в Chanel четыре ателье, каждое располагает штатом из 50 швей. Два специализируются на работе с деликатными материалами — тюлем, органзой и шифоном, другие два — на костюмных тканях. За тем, что происходит во всех ателье, следит première, или главная швея. Под ее чутким контролем создаются около 70 образов, которые затем будут представлены на суд публики. Именно к заведующей ателье Chanel мадам Жаклин мы решили наведаться накануне кутюрного показа Дома.
Кто такая мадам Жаклин, главная швея ателье Chanel
Мадам Жаклин Мерсье работает в индустрии Haute Couture с 15 лет, и тому спокойствию, с которым она встречает нас всего за день до шоу, можно только позавидовать. Звание première она получила 30 лет назад, и 25 из них она работает рука об руку с Карлом Лагерфельдом (пять — в Chloé и двадцать — в Chanel).
«Бог мой, это было настоящее приключение! — вспоминает мадам Жаклин. — Пока я набиралась опыта в ателье, я параллельно училась на бакалавра по специальности кройки и шитья. Мне повезло встретить людей, которые помогали мне расти и развиваться, и я благодарна Карлу — именно он привел меня в Chanel». Вместе с Мерсье работают три помощницы, вторые швеи, и столько же подмастерьев, которые, по словам мадам Жаклин, крайне важны, потому что кутюрное дело должно продолжать жить из поколения в поколение. «Высококвалифицированный персонал сейчас на вес золота», — добавляет она.
Все начинается с эскиза
«Примерно 10 июня Карл дал мне эскиз образа номер 39, и мы сразу принялись воплощать его задумку», — рассказывает Мерсье. Интересно, насколько сильно финальный результат отличается от первоначального скетча? «Ни на йоту! Я хорошо знаю свою работу, — парирует мадам Жаклин. — Я давно знаю Карла и понимаю, что он ожидает увидеть в конечном итоге. Его эскизы всегда очень четкие и понятные, так что проблем обычно не бывает».
Воплощение в жизнь
Исходя из эскиза, Мерсье и ее команда создают из обычного хлопкового ситца прототип будущего наряда, который называется туаль. Обычно заведующая ателье распределяет образы между мастерам. «На этапе работы с прототипом мы экспериментируем с объемами и пропорциями, пока не добьемся максимально приближенного к эскизу результата, — объясняет Мерсье. — Затем мы показываем его на живой модели Карлу, а он говорит, что нужно доработать». Сравнивая туаль с готовым жакетом, можно увидеть, какие изменения претерпевал дизайн в процессе подготовки и как сконструирована вещь.
От прототипа к вышивке
Решение, какую ткань использовать для той или иной вещи, принимают Карл Лагерфельд и студийный директор Chanel Виржини Виар. Для 39-го образа была выбрана меланжевая ангорская шерсть с вкраплениями коричневого, серого и пурпурного цветов. Затем ткань украсит вышивка из более чем 225 000 пайеток — за эту часть работы отвечает знаменитое ателье Lesage. Основанное 160 лет назад, оно когда-то сотрудничало с отцом-основателем кутюра Чарльзом Фредериком Уортом.
Кройка и шитье
На основе утвержденного прототипа создаются бумажные выкройки, которые впоследствии нужно будет перенести на ткань. Отдельные элементы будущего жакета сшивают друг с другом вручную так, чтобы не повредить рисунок отделки. Лагерфельд периодически контролирует процесс: например, решает, какой цвет подкладки или молний выбрать.
В ночь перед показом все должно быть готово и рассортировано по комплектам, в которых модели выйдут на подиум. Впрочем, в последний момент не обойтись и без финальных штрихов — пришить недостающие пуговицы или довести до ума вышивку, — и для этого Мерсье вызывает вторую бригаду мастеров.
День показа
Вторник. Десять утра. К показу готовы все 67 образов. Никто даже не подозревает, сколько часов кропотливой работы потребовалось мастерам для их создания. На создание одного лишь образа ушло 986 часов. «Обычно швея работает над вверенным ей нарядом от начала до конца — он как ее ребенок, — говорит Мерсье. — Именно поэтому начало шоу для нас — всегда очень волнительный момент. Эмоции настолько переполняют, что хочется плакать». Однако времени на сантименты не так уж много — уже на следующий день после показа ателье вернется в обычный режим.
Стоимость одной вещи из коллекции Haute Couture может достигать сотен тысяч евро, и клиент к тому же имеет возможность выкупить эксклюзивные права на обладание ею. Но если случится, что одну и ту же позицию заказало несколько человек, команда Chanel должна быть уверена в том, что эти люди вряд ли встретятся в реальной жизни. И в этом – настоящая прелесть кутюра.