«Лучшие друзья девушек…»
Товарищи, здравствуйте!
Начну с того, что я к вам с покаянием. В прошлой статье кратко рассказал про моду haute couture, намереваясь далее раскрыть эту тема. Рассказав о выдающихся дизайнерах, культовых образах, показах… но, видимо, в другой раз. Обещаю.
Так вот, будучи любителем истории, читаю довольно много литературы на эту тему. Особую слабость питаю к знатным семьям времён Царской России.
Перечитав недавно мемуары Феликса Юсупова, я, естественно, зная всё на свете, решил наведаться в Юсуповский дворец. И, к сожалению, в очередной раз ужаснулся, так как экскурсовод и словом не обмолвилась про огромное количество безумно интересных фактов. Так, например, мы галопом прошли мимо портрета Зинаиды Юсуповой. Который, хоть и косвенно, но все-таки таит потрясающую историю.
Да, это было душное и долгое вступление. Но, товарищи, выдыхаем и готовимся прочитать про невероятный круговорот цацок в природе. Спойлер: история - чума!
Существуют две жемчужины - Пелигрина и Перегрина. Обе когда-то принадлежали испанской королевской семье.
Пелигрина была подарком Марие Терезие от отца, когда та выходила замуж за короля Франции. Энное количество лет спустя, во время очередной революции, французы её потеряли. Как итог, она бесследно исчезла лет так на сто. Пока её не нашли в Индии. Жемчужину оперативно переправили в Париж, где она стала главным лотом аукциона.
Николай Юсупов, будучи коллекционером, не упускал возможности посещения мероприятий подобного толка. И, естественно, увидев её, сразу подумал о своей жене, Татьяне Юсуповой, которую безбожно баловал.
Так, в 1826 году, жемчужину, весом в 33 карата, доставили в Санкт-Петербург, где Николай и подарил её Татьяне.
Сейчас внимание: куплена она была за астрономические деньги - миллион рублей. Отмечу, что, пусть и пару поколений назад, Юсуповы приобрели свой знаменитый дворец на Мойке за 250 000 рублей.
Также отмечу, что Николай не поскупился, купив на том аукционе не только жемчужину. Также для своей жены он привез огромный бриллиант «Полярная Звезда»; бриллиантовые серьги, ранее принадлежавшие Марие-Антуанетте; колье с черным алмаз, обрамлённое бриллиантами и сапфирами; диадему Неаполитанской королевы, украшенную сапфирами и алмазами; и несколько сотен отборных жемчужин, чтобы Татьяна могла носить Пелегрину, так сказать, кросс-боди.
Жемчужина наделала много шума в Петербурге. Каждая гранд-дама хотела хотя бы взглянуть на неё, в их числе была и императрица Александра Фёдоровна. По слухам, предпринимающая попытки выкупить диковинную вещь для императорской, а-ка личной коллекции.
Татьяна, будучи женщиной прозорливой, конечно же оставила её себе. И щеголяла в ней 25/8. После передала своей дочери - Зинаиде, как свадебный подарок.
Именно благодаря сохранившемуся портрету Зинаиды Юсуповой, мы можем в полной мере оценить масштаб украшения.
Зинаида, в свою очередь, подарила её Ирине, своей невестке. Которая, к слову, была из Романовых. Поэтому, хоть и спустя пару поколений, жемчужина таки попала в императорскую коллекцию.
На дворе 1917-й год, революция. Феликс и Ирина бегут в Париж, где, спустя время, дела начинают идти довольно туго. Ибо достатка, к которому они привыкли - нет, а жить на широкую ногу хочется. В итоге они приходят к тяжелому решению - Пелигрину нужно продать.
Покупатель нашелся моментально - это был дом ювелирного искусства Cartier. Причем Феликс с Ириной попытались провернуть аферу, убеждая всех в том, что это другая жемчужина - Перегрина, которая стоит гораздо дороже. Но, к сожалению, у них не вышло.
Последний раз Пелигрину видели в 1989 году, на аукционе в Женеве.
Она была продана за ~ 400 000$ анонимному покупателю. Более о ней никто ничего не слышал.
Вторая жемчужина - Перегрина, весом в 55, 95 карат, которой после испанской королевской семьи владел ювелирный дом Cartie, была куплена актером Ричардом Бертоном. И стала подарком Элизабет Тейлор, его жене. Цена вопроса, на минуточку, 11 842 500$
Самое интересное я оставил на конец. С жемчужинами носились не только из-за их размера и формы, да и испанская корона не так чтобы подогревала к ним интерес. Тут другое… изначально жемчужин было три, а владела ими Клеопатра.
Вот это поворот, да?
Будучи дамой светской и склонной к сутяжничеству, как-то поспорила она с Марком Антонием, что сможет устроить самый богатый пир.
В момент, когда все гости собрались и римский консул попросил предъявить ему цифры, мол, сколько потратила. Клеопатра, максимально вальяжно, сняла с себя украшение с огромной жемчужиной, и растворила его в уксусе. Тем самым, выиграв спор.
Согласитесь, что походы в музеи были бы гораздо более популярны и интересны, если экскурсоводы делились с нами не сухой и краткой информацией. А вот такими, ну, более кулуарными историями, легендами, да и просто байками.
Но и это ещё не всё. Раз уж я затронул святое - Cartier, то, думаю, будет правильно рассказать ещё и историю двух культовых украшений ювелирного дома - браслетов Love и Juste un Clou.
Оба украшения были придуманы итальянским дизайном Альдо Чипулло, который работал в Cartier с 1969-1974 год.
Начну, пожалуй, с Love. Альдо начал работу над ним после расставания с девушкой. На тот момент являясь дизайнером в Tiffany&Co. Компании, которая высмеяла дизайн браслета, тем самым отказав в запуске производства.
Обидевшийся Чипулло принимает решение о переходе в Cartier. Его первой работой на новом месте становится браслет Love, выпущенный в 1969 году.
Рекламный слоган гласил, что именно этот браслет станет символом постоянства любви. Положительно на рекламу влияла и конструкция - две половинки браслета соединяются на запястье с помощью винтов, которые самостоятельно невозможно застегнуть. Вот вам и продающая идея о том, «что любовь – чувство, рожденное в паре, и освободиться от него непросто.»
Как говорил сам Альдо Чипулло:
«Любовь стала слишком коммерческой, но жизнь без любви − ничто, жирный ноль. Современные люди хотят, чтобы символы любви выглядели долговечными, или снимались с особым трюком. В конце концов, символы любви должны указывать на бесконечную ценность»,
Интерес подогревала и политика бренда относительно продаж. Столь желанный Cartier Love нельзя было купить самому себе. Его продавали исключительно в качестве подарка для другого человека, при этом отвертка передавалась каждому из рук в руки. Это привело к негласному названию - «любовные наручники».
Браслет Love, созданный для пар, обрел невероятную популярность, что, в свою очередь, вынудило Cartier ослабить правила и видоизменить механизм. Браслеты стали выпускать с одним винтом, что позволило надевать и снимать его самостоятельно.
Так, а теперь очередь Juste Un Clou, в переводе «всего лишь гвоздь».
Альдо с детства завораживала эстетика строительных магазинов. Он мог часами копаться в ящиках с гвоздями, гайками, шурупами и прочим. Поэтому для него гвоздь стал не только олицетворением простоты, но и отсылкой к ремесленникам, чей труд он уважал.
Итак, на дворе лихие 70-е, Нью-Йорк - дух бунтарства захлестнул всех. Народ требовал экстравагантных «хлеба и зрелищ». Считаю, идеальное время выпустить золотой браслет в форме гвоздя. Что и сделал бренд Cartier, идеально уловив запрос времени и потенциальных клиентов.
Juste Un Clou становится безумно популярен, но, к сожалению, спустя несколько лет интерес к нему пропадёт. Да, он будет представлен в постоянной коллекции бренда, но скорее для вида. Что, мол, уважаем работу дизайнера.
Ренессанс случится лишь в 2012 году, когда Cartier организуют выставку, где будут представлены культовые украшения. К удивлению, большой интерес у посетителей вызвал именно браслет-гвоздь.
Представители Cartier моментально подсуетились, выпустив расширенную коллекцию, посвящённую Juste Un Clou. В неё вошли новые позиции: кольца, ожерелья, броши, серьги и запонки. Помимо желтого золота, украшения также представили в розовом и белом. Был представлен и первый вариант с россыпью бриллиантов.
В наше время оба браслета являются классическими и культовыми предметами роскоши. И, пожалуй, самым узнаваемым аксессуаром.
Поделитесь своими историями в комментариях: есть ли у вас в коллекции эдакое украшение, которое вы ни на что не променяете? Cartier ли это?